- ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ
ЛИРИ́ЧЕСКИЙ ГЕРО́Й, образ поэта в лирике, один из способов раскрытия авторского сознания. Л. г. художественный «двойник» автора-поэта, вырастающий из текста лирических композиций (цикл, книга стихов, лирическая поэма, вся совокупность лирики) как четко очерченная фигура или жизненная роль, как лицо, наделенное определенностью индивидуальной судьбы, психологической отчетливостью внутреннего мира, а подчас и чертами пластического облика (хотя никогда не достигает пластической завершенности литературного героя в повествовательном и драматическом жанрах). Понятие «Л. г.» впервые сформулировано в 1921 Ю. Н. Тыняновым применительно к творчеству А. А. Блока. Позднее термин широко вошел в литературоведение, но его содержание и границы остаются спорными. Обычно подчеркивается, что отношение между биографической личностью поэта и его Л. г. подобно отношению между житейским прототипом и художественным типом: эмпирические факты эстетически претворяются и обобщаются, как при создании любого другого литературного характера. Л. г. это «я сотворенное» (М. М. Пришвин). Вместе с тем такому авторскому образу сопутствует особая искренность и «документальность» лирического излияния, самонаблюдение и исповедь преобладают над вымыслом; значит, не ошибается и непосредственное читательское чувство, уверенное в реальном человеческом бытии Л. г. Работы Г. А. Гуковского, Л. Я. Гинзбург, Д. Е. Максимова позволили наполнить понятие «Л. г.» конкретным историческим содержанием и связать генезис стоящих за ним явлений с лирикой романтизма, с романтическим «открытием личности», унаследованным поэзией последующих литературных эпох.
Литература:
Гинзбург Л., О лирике, 2 изд., Л., 1974.И. Б. Роднянская.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.